Тверь 14.10.12

На выборах в Тверскую городскую думу мы координировали несколько групп активистов, а именно

  • Активисты Сонара (13 человек),
  • Гражданина Наблюдателя (Дмитрий Зворыкин),
  • Партии 5 декабря (10 человек),
  • Общероссийского объединения за права человека (Сергей Мохнаткин с коллегами — 4 человека),
  • Демвыбора России (Григоров Сергей с коллегой — 2 человека)

Всего: 30 человек.

Ко дню голосования удалось получить направления ПСГ в избирательную комиссию города Твери от:

  1. кандидатов-одномандатников от партии Справедливая Россия — 2 направления
  2. кандидатов-одномандатников от партии КПРФ — 2 направления
  3. кандидатов-одномандатников от партии Яблоко — 4 направления
  4. кандидатов-одномандатников от партии Зеленые — 4 направления
  5. пресс-карты от Право.ру

Со всеми партиями была достигнута договорённость о сотрудничестве: предоставлении доступа в помещение штабов партий с возможностью распечатывать, сканировать, а также передавать в Интернет необходимый материал. Данные по адресам штабов и контактным лицам в них были доступны централизованно через файл с расстановкой. Вместе с тем предполагалось, что штабы, имеющие значительное число наблюдателей на УИК (СР, КПРФ), будут передавать оперативную информацию о нарушениях в колл-центр. Однако из-за перегрузки и иных причин осуществить данную идею не удалось.

Стоит отдельно упомянуть вопрос колл-центра. Несмотря на имеющиеся объективные проблемы, связанные с острой нехваткой всех ресурсов, отсутствие необходимых финансовых источников, а также то, что удалось найти только одного человека для координации в колл-центре на Тверь, признать работу инфраструктуры колл-центра удовлетворительной не получается. Оценка (сугубо по тверской составляющей) касается именно крайней затруднительности связаться с координатором по Твери в колл-центре через номер 8-800 и/или оставить ей сообщение через оператора первой линии. В результате, к середине дня перешли к схеме с прямым звонками на мобильные телефоны Соколова, Фейгиной или юристам. Более того, когда Ольга Фейгина после 23-00 покинула колл-центр, файл с расстановкой и информацией о событиях остался для колл-центра недоступен. Говоря субъективно, это был самый тяжёлый опыт взаимодействия с КЦ за все время выездного наблюдения для координатора.

Поскольку все мандаты были выданы комиссией, организующей выборы, и координатор Михаил Соколов (ПСГ в ГИКе), а также ПСГ в ГИКе Мария Яковлева и корреспондент Право.РУ Полина Веденова очень часто посещали городскую комиссию в течении дня голосования, выяснилась целесообразность нахождения постоянного наблюдателя в вышестоящий комиссии, данном случае ГИК. Такая комиссия всегда является центром принятия официальных решений и консультаций УИКов по широкому кругу вопросов, а если говорить точнее, то просто принятия любых мало-мальски ответственных решений на уровне УИК. Поэтому любые замечания, жалобы, которые могут повлиять на подведение итогов и т.п., стекаются в вышестоящую комиссию. С точки зрения наблюдения и контроля выборов критически важно видеть реакцию не только участковой, но и вышестоящей комиссии.

Так, в Тверском ГИКе практически случайно удалось застать процесс передачи неких документов неизвестной дамой секретарю городской комиссии. Произошел конфликт, который был вызван требованием представиться и объяснить происхождение документов, предъявленным вышеназванной даме от члена ГИК с ПСГ Соколова, а также бегством так и не представившейся с документами (как выяснилось позднее, являющейся членом УИК №1050 с ПСГ от партии Патриоты России). Данный инцидент сопровождался угрозами отстранения от работы членов ГИК с ПСГ, а также вызовом наряда полиции для составления заявления об административном правонарушении. При этом накал страстей был крайне высок, поскольку производилась видеосъёмка, которой пытались противодействовать, в том числе методами мягкого физического воздействия.

Кроме того, после 20-00 был зафиксирован процесс погашения неиспользованных бюллетеней без произведения пересчёта, а ночью при подвозе протоколов из УИК было установлено отсутствие увеличенной формы сводной таблицы, нарушение порядка приёма документов в ГИКе, а также процесс «согласования» результатов голосования с представителями ГИК. Кроме того, присутствие представителей 177 комиссий в одном переполненном помещении иногда приводило к случаем небольшой давки и панике. Выяснилось, что подобное «издевательство» происходит в Твери второй выборный цикл, в связи с чем возник вопрос: как подобная «экономия» на ликвидации промежуточных окружных комиссий, влияет на выделенный на выборы бюджет.

Изначально предполагалось, что малое число иногородних наблюдателей не сможет проконтролировать сколько-нибудь статистически значимое количество участков. В связи с этим, координатор предложил укомлектовать всех, кто приехал на собственных авто, в мобильные группы и осуществлять патрулирование ряда округов (трёх-четырёх). Практика показала нереалистичность данного замысла. Во-первых, как было указано выше, не было оперативной связи с штабами партий, обладающими большим числом наблюдателей на местах. Во-вторых, многие мобильные группы увлеклись погоней за машинами и микроавтобусами предполагаемых карусельщиков. В-третьих, как показал наш визит в пару УИКов, наблюдатели на местах не обладали необходимыми навыками контроля комиссий — как в правовом аспекте, так и в умении отстаивать свои права под нажимом комиссий. В качестве альтернативы сейчас видится наличие постоянных связных в штабах (хотя бы СР, КПРФ), которые бы осуществляли обмен информацией с КЦ и мобильными группами.

В качестве характерного примера всех возможных нарушений и отслеживание связи ГИК-УИК стоит привести участок №1050, на котором, в итоге, результаты голосования были отменены. Однако тут необходимо собрать все имеющиеся свидетельства с привязкой ко времени, в том числе от представителей партий, которые и устроили там успешную провокацию.

В связи с упоминанием событий по участку №1050, необходимо отметить важную роль прокуратуры. Поскольку общий настрой сотрудников полиции — это исполнять решения председателей УИК, даже устные. С сотрудниками прокуратуры выяснилась другая особенность, поскольку оперативных функций они не несут, начиная с определённого часа, найти их простому смертному невозможно. Также невозможно оперативно обжаловать незаконные решения сотрудников полиции.

Как и всегда, проявился уровень личной заинтересованности кандидатов в отстаивании своих законных интересов и соблюдении выборного законодательства: ни одного кандидата и представителя местных СМИ не было на итоговом заседании городской комиссии. Основной вклад в отслеживание и блокирование каруселей внесли депутаты Госдумы РФ и сотрудники федеральных аппаратов партий. Забавно, что на данных выборах для оппозиционных партий проявилась следующая зависимость: чем больше ресурсов вложено в компанию, тем меньше отдача.

В настоящий момент идёт формирование группы заинтересованных местных активистов, которые смогут поддержать на местном уровне подачу исков по уголовным и административным статьям против конкретных нарушителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.