Голосование вне помещения для голосования в Лосино-Петровском
В эти выходные проходили выборы депутатов в Лосино-Петровском. На выборах губернатора Московской области часть УИКов отличилась там тем, что умудрилась напихать в переносные урны более 300 бюллетеней. Было решено посмотреть на это чудо. Был выбран УИК 1342, где на прошлых выборах на дому проголосовало 339 избирателей. Так как в эти выходные других выборов в Московской области не проходило, всё внимание было приковано к Лосино-Петровскому. Чтобы избежать скандала, Избирательная комиссия Московской области прилагала титанические усилия, чтобы остудить пыл местных затейников. Перво-наперво было начисто задушено досрочное голосование: суммарно по всем УИК сумел проголосовать лишь один избиратель. С надомным голосованием в этот раз тоже всё вошло в рамки приличий.
На 8 утра воскресенья на УИК 1342 было 39 заявок на голосование на дому. Из них 35 — это пациенты стационара больницы, которая расположена на территории избирательного участка. Но не все пациенты имели прописку на территории УИК. В этом случае они должны были не позднее чем за три дня подать письменное заявление в УИК с просьбой включить их в список избирателей по этому УИК. Но таких заявлений в УИК не поступало. Поэтому, не без помощи облизбиркома, список голосующих в больнице сократился до четырёх избирателей. В итоге из этих четырёх проголосовал только один, так как у двоих не было паспорта, а ещё один уехал на выходные домой.
Но самое интересное происходило на обычном надомном голосовании. Первой же избирательницей оказалась парализованая бабушка, которая за все время пребывания в квартире ни разу не шевельнулась и не проронила ни слова. Зато активно бегала по квартире какая-то тётка в шапке и тапочках. Она расписалась за избирательницу в получении бюллетеней, и когда ей дали первый бюллетень (избиратели голосовали двумя бюллетенями: по единому округу и по двухмандатному), то молниеносно поставила в нем отметку. На мое замечание, что неплохо бы поинтересоваться мнением избирателя, активная тетка в шапке схватила руку бабули, вложила в её пальцы ручку и прочертила на бюллетене в том же квадрате ещё одну отметку. При голосовании по второму бюллетеню всё было аналогично, только цирк с рукой избирателя решили не повторять. Тётка в шапке поставила отметку и сразу опустила бюллетень в урну.
По этому поводу в УИК была подана жалоба и заявление в полицию. Комиссия потом выдвигала множество объяснений, почему всё это было совершенно законным. Один говорил, что бабушка показала на календарик, и это, видимо, означало, что избирательница разрешила помочь в заполнении бюллетеня непонятной тётке в шапке. Другой говорил, что она как-то совершенно ясно пошевелила пальцами. Ещё была версия, что она что-то сказала. Версий было много, а итог один — в удовлетворении жалобы отказать.
Ещё оказалось, что этой избирательницы вообще не было в списке избирателей. В день голосования мы особо на это не обратили внимание и просто вписали её в самый конец списка. Но сегодня поняли, что это может означать недееспособность бабули. На это ещё указывает и то, что тетка в шапке постоянно напирала на то, что она является опекуном по решению суда. В связи с появлением этих новых аргументов была направлена жалоба в ТИК. Посмотрим, чем всё это закончится.
Так что если надомника неожиданно не оказывается в списке избирателей, то это может быть звоночком, что возможно он не является дееспособным.
Михаил Каленков, участник движения «Сонар» (Оригинал)
Отличный кейс!
Большое спасибо Михаилу за то, что написал об этом!
Тут встаёт вопрос о том, достаточно ли имеющихся в законе гарантий, чтобы исключить голосование недееспособных граждан?
Получается, что недостаточно.
Если гражданин был исключён из списка избирателей из-за недееспособности в течение 10 дней до дня голосования, то запись об этом должна быть в списке, и тогда есть возможность проследить, чтобы гражданин не был необоснованно включён в список в день голосования.
А если он был исключён из регистра избирателей ранее, то его имя просто не попадёт в список избирателей, и возможно его включение в список при предъявлении паспорта. Ведь никто не проверяет каждого включаемого в список гражданина на предмет наличия судебных решений о лишении его дееспособности.
Каждый избиратель не включенный в список проверяется в списке недееспособных граждан, которые на каждые выборы передаются в УИКи