Отчёт о выборах 25.11.18 в Переславле-Залесском

25 ноября 2018 года в Переславле-Залесском состоялись довыборы депутатов гордумы по избирательному округу № 2.

Страсти вокруг этих выборов накалены: из десяти кандидатов надо выбрать двоих, и если эти два мандата достаются членам СР и КПРФ в любом сочетании, то в Думе возникает перевес у альянса «красных» над Единой Россией. Есть за что сражаться, а значит – есть за чем понаблюдать.

В канун дня голосования один из участков заявил о себе громче других: там не признали направление «совещателя» от партии СР. Основание – дикая трактовка п. 20 ст. 29: комиссия настаивала, что партия, выдвинувшая кандидата, может назначать «совещателя» только в вышестоящую комиссию по отношению к той, где был зарегистрирован ее кандидат. То есть, если зарегистрирован в ТИК, партия может назначить только в областную комиссию, а в участковые – нет. У этой проблемы есть несколько вариантов решений, но вывод один – мне именно туда, и именно с таким направлением.

Итак, я на УИК 1107. Проблему с направлением решили еще накануне, так что комиссия нехотя, но приняла меня в свой состав. Кстати, о составе. Из десяти «решателей» шестеро – муниципальные служащие, что недопустимо по п. 5 ст. 22. И не просто муниципальные служащие, а в основном – дружный коллектив одного отдела. Председатель Мусатова Валерия Александровна – замначальника управления муниципальной собственности; зампред, секретарь и еще два «решателя» – ее подчиненные, и только одна, шестая – из другого отдела. Вот ею и пришлось пожертвовать, когда это всплыло. Она написала заявление об исключении из состава комиссии, и стало муниципальных служащих пятеро из девяти. Вообще-то стремление сработанного коллектива не расставаться ни в будни, ни в праздники вполне понятно. Непонятна только роль системы ГАС-Выборы. Кого бы спросить?
Но в целом комиссия мне даже понравилась. Разумеется, они преследовали свой интерес. Разумеется, никто там не был мне рад. Противодействовали, как могли. Однако не было в их противодействии ни агрессии, ни самодурства, которые так часто приходится обнаруживать в участковых комиссиях. Председатель оказалась умной женщиной с крепкими нервами, знающей букву закона и понимающей его дух. Ну да, ну да, старалась его обойти, конечно. Но была открыта для диалога, нарушения устраняла, и в целом излучала обаяние интеллекта.
Из ТИК участок получил адову досрочку – 106 конвертов при начальной численности в 1868 избирателей. Более 5 процентов! Своей, участковой досрочки – только 4 конверта. Утверждает, что завернула около 20 человек в связи с отсутствием уважительной причины. Верю. Не потому, что верю в человечество, а потому что знаю: на определенном этапе в ситуацию с досрочкой пришлось вмешиваться вышестоящей комиссии: ТИК очень уж перестарался. Ну а вскрывали конверты хорошо, давали всё разглядеть, следов вскрытия не было. Забегая вперед, скажу лишь, что результаты по этой досрочке свидетельствуют о вскрытии черепных коробок у тех, кто голосовал; но это ведь не предъявишь. 99 процентов за провластных кандидатов! Люди, сколько можно говорить: никто и никогда не узнает, как вы голосовали! Если вас заставляют голосовать, не держите фигу в кармане, нарисуйте ее на бюллетене!
Надомники. Тут тоже ТИК постарался на славу! Реестр заявок из 78 человек (позднее дорос до 81) меня потряс: там не было ни одной подписи члена комиссии, принявшего заявку! Вместо этого мне гордо предъявили пачку письменных обращений, собранных соцработниками; конечно же, данные о соцработниках в реестре не фигурировали. Совершенно очевидно, что такой реестр надо заворачивать. Жалоба. Разумеется, отказ. Жалоба в ТИК. Пока таскалась в ТИК, первый ящик поспешили отправить, причем не с выпиской, а прямо с этим бешеным реестром. Федеральный закон так позволяет, но местный – нет! По закону Ярославской области ездить можно только с выпиской. Новая жалоба. Прибыла юрист из ТИК и вдохновила умную Валерию Александровну на шедевр электорального креатива. Судите сами.

решение по жалобе, фото: Инна Карезина

Они рассмотрели жалобу. Много думали. Листали закон. Звонили в ТИК. И наконец, приняли это непростое решение! Я отказываюсь верить, что такое измыслила умная и обаятельная Валерия Александровна!
Впрочем, позднее ТИК реабилитировался. После очередного созвона мне было объявлено, что мою жалобу готовы удовлетворить: вернуть с выезда группу, аннулировать находящиеся в ней 7 бюллетеней и подготовить новый выезд в соответствии с требованиями закона. Что и было сделано. В итоге 81 заявка превратилась в 25 бюллетеней в переносных ящиках.
Зато в вопросе контроля выдачи бюллетеней конструктива не было и в помине. Меня весь день нервировали сразу несколько факторов: во-первых, множество деклассированных элементов, подъезжавших на дорогих авто с номерами других регионов. Во-вторых, группы, выстраивающиеся в очередь к двум крайним столам.

фото: Инна Карезина
очереди к столам, фото: Инна Карезина

Наконец, неуклонно разрастающийся дополнительный список: на момент окончания голосования в него были вписаны 55 избирателей.
Все это, плюс сообщение из штаба о попытках голосования не по округу, понудило меня просить показать прописку при выдаче бюллетеней. Как бы не так!

Тут я больше не могу умалчивать о личностях, о которых несправедливо умалчивала до сих пор. Ибо они включились в работу с самого момента моего появления на участке и неутомимо отработали все время до самого конца, старательно исполняя свою функцию. Это хорошо известные всякому наблюдателю антинаблюдатели – темные личности с темными целями и направлениями от Единой России и разных спойлеров. Вид гопников, интеллект мартышки, плюс накачка всеми этими приемчиками манипуляции и нелояльных аргументов, которые им подаются под видом «тренингов личностного роста» или как там это у них называется. Их было четверо, скучать они не давали весь день. И как же они активизировались, когда я начала спрашивать документы! Председатель их поддержала, члены комиссии тоже… Недоверие, дорогие коллеги! Такая закрытость рождает только недоверие.
Кстати, один их этих персонажей заявил, что он якобы от корпуса «За чистые выборы». Наверное, соврал: «зайчистые» все же лучше подготовлены. Этот не знал даже номера закона ФЗ-67, пока не подсмотрел в моей жалобе. С другой стороны, откуда ему тогда знать про «зайчистых»? Загадка, в общем.
Прошу прощения за ехидство, но не могу не упомянуть, что эта «группа в полосатых купальниках» со своими наивными попытками воспрепятствовать моей работе существенно подпортила комиссии итоговый протокол. Ибо я подала только две жалобы. На меня же было подано – четыре. Конечно же, при составлении протокола пытались вписать только две, но я была начеку. В итоговом протоколе жалоб – 6 (шесть). Корю себя за то, что не взяла их копии.
В 19 часов пришла смс из ТИК с приглашением на заседание по рассмотрению жалобы, которая была подана в 10 утра. Заседание назначено на 20:15. Что делает с человеком опыт! Несколько лет назад такие нехитрые хитрости вызывали во мне бурю негодования. Сейчас – только лишь усмешку. Старею.
Итак, подсчет. Мне всегда интересно, что должна испытывать комиссия, когда на отдельном подсчете досрочки звучат одни и те же фамилии провластных кандидатов? Неужели уши не горят? Неужто не хочется в этот мучительный миг провалиться сквозь землю? Или, может, они наоборот, ликуют и думают, как было бы хорошо, если бы весь ящик так? Но в Ярославской области так не бывает; я начала с того, что в этих краях водится редкий исчезающий вид, называемый «избиратель». Поэтому после позорных 99 процентов на подсчете досрочки начинают звучать настоящие голоса города. Что за музыка!
Оппозиционным наблюдателям частенько приходится слышать от провластных сил фразу «Умейте проигрывать». Я на это отвечаю: «Сначала выигрывать научитесь, жулики». А теперь – как проигрывают жулики. Один из гопников, стоя рядом с секретарем, подсчитывающим крестики за кандидатов, вдруг громко заорал: «Она поставила лишний крестик! Я требую пересчета!». Их учат не просто врать, а врать громко и беззастенчиво. Пятьсот с лишним бюллетеней. Их считали час. Считали хорошо, открыто, четко. С предъявлением и оглашением, под видеозапись, которую никто не препятствовал мне вести. Однако с параллельным подсчетом наблюдателей результаты не сошлись, и председатель со стальными нервами принялась за повторный подсчет. Еще медленнее. Еще четче. Еще аккуратнее. Ну, а у меня волшебный Самсунг, и на нем теперь два захватывающих видео – одно длиннее другого… Результаты первого и второго подсчета сошлись один в один. «Она поставила крестик!»… Жулики даже проигрывают по-жульнически.
Таким образом завершилась та часть дня голосования, которую я теперь называю хорошей. Со всеми нарушениями и противодействиями, со всеми этими жужжащими гопниками – то была хорошая часть дня. Но тьма сгустилась над городом, и пора было отправляться в ТИК…
Мне доводилось входить в ТИК, окруженный тройным кордоном. Доводилось видеть, как моих соратников вышвыривают из ТИК на мороз без верхней одежды. Удивить меня можно только одним – неохраняемым входом в ТИК. И меня удивили. Подхожу, открываю дверь, вхожу. С ума сойти. В фойе меня ждет новое потрясение: прямо тут, перед лестницей, ведущей на второй этаж, висит увеличенная форма сводной таблицы! Обожаю Ярославскую область! Председатель с секретарем не хотят ее заполнять, рвутся наверх, однако опять-таки: вместе с членом ТИК они идут на диалог, они слышат мои аргументы и… соглашаются действовать по процедуре. Дорогие мои оппоненты, спасибо вам за конструктивное сотрудничество!
Но я еще не знала, что впереди. Эти выборы я буду вспоминать, как поставленные с ног на голову. Действительно, обычно всё наоборот: когда попадаешь в УИК, где буйным цветом цветут невежество и правовой нигилизм, сводящийся к фразе «Плевать мне на закон, у меня есть распоряжения начальства» – ты знаешь, что в ТИК работают просвещенные люди, и там ты можешь найти правду. Порой даже необязательно писать жалобу, а достаточно предложить позвонить в ТИК, и проблема решается. Вот и местный ТИК – решил ведь проблему с надомниками. Так что, поднимаясь к ним туда, я не ожидала ничего плохого. Мне надо получить решение по жалобе, которую рассмотрели без меня, подать жалобу на то, что рассмотрели несвоевременно и без меня, получить по ней решение и убираться восвояси.
Настрой был таким благостным, что поначалу я даже не поняла, что здесь что-то не так. Секретарь улучила минутку, чтобы выдать мне готовое решение и принять новую жалобу, и я присела дожидаться, когда все посчитаются и начнут заседание. Благо участков всего пять. И тут прибывает комиссия с другого участка. Ее сопровождает, как и полагается, «совещатель» этого участка. Это моя соратница Ирина Мальцева. Я знаю, что у нее есть аккредитация от СМИ «Молния», которую она зарегистрировала еще днем. Однако, когда она прошла в кабинет, где находилась комиссия, ее начали оттуда выдворять. Очень странно! СМИ «Молния» – это аккредитация ЦИК, она дает право работать в избирательных комиссиях любого уровня. У меня она тоже есть, поэтому я начинаю снимать это безобразие. Это видео стоит посмотреть: темпераментная дама, которая выдворяла представителя СМИ, не является даже членом комиссии. Это юрист по договору, та самая, которая поработала на моем УИК горе-музой. Я могла ожидать таких действий от кого угодно, только не от юриста. Увидев, что я снимаю, она стала выхватывать телефон. К счастью или к несчастью, за кадром остались крепкие словечки в мой адрес. Скажу вам, гопники на УИК за целый день ни разу не опустились до такого.

Ну, допустим, комиссия не несет ответственности за эмоции приглашенных специалистов. Однако как ведет себя председатель Кибец Алла Геннадьевна?

Следующим моим шагом, конечно же, было предъявление удостоверения. Однако г-жа Кибец заявила, что это удостоверение действительно только на федеральных выборах. Это не так. Циковская аккредитация действует до 2019 года и дает право работать в комиссиях любого уровня. Уважаемая Центральная избирательная комиссия! Донесите, пожалуйста, до сознания нижестоящих комиссий, что ваша аккредитация – не фантик.
Дальнейшее, как принято говорить, напоминало сон. Председатель ТИК утверждала, что Мальцеву зарегистрировали случайно; приехали представители партий, у которых были серьезные вопросы к комиссии; наконец, был вызван наряд полиции, и заседание состоялось, но за закрытыми дверьми под охраной полиции. Вот тебе и Ярославская область!

полиция в ТИКе, фото: Ирина Мальцева

Ну а потом меня пригласили на рассмотрение моей жалобы. Казалось бы, все так просто: вот пункт 4 статьи 20, по которому рассматривать жалобы в день голосования надо немедленно. Вот отметка о получении жалобы, 09:59. А вот смс, что рассмотрим в 20:15. Согласитесь, что незаконно, и до свиданья. Однако Кибец вручает мне отказ и твердит, как автомат, что жалоба необоснованная. Я смотрю на нее. Она смотрит прямо перед собой и, кажется, ничего не видит. Она не только говорит, как автомат, она и выглядит так же. И тут я понимаю. Нет, не усталость: мы все устали. Просто я в стане проигравших! Они сделали так много, чтобы прошли только кандидаты от ЕР! Но ни досрочка, ни надомники, ни политически активные алкаши не смогли заглушить голос города, и вот мы видим, как истерически проигрывают те, кто не умеет честно выигрывать! Она уже не видит и не слышит, она хочет одного – чтобы мы ушли! Она принимает безумные решения, которые будет легко обжаловать, но сегодня она не будет об этом думать, пусть все последствия произойдут потом, а сейчас она просто хочет, чтобы мы ушли, и ей, как и той молодой юристке, не хватает правовой культуры, чтобы действовать в рамках закона. Жалкое, бесконечно жалкое зрелище!
Я испытала неловкость оттого, что это вижу. Не стала дискутировать. Забрала это дурацкое решение и ушла. Мне бесконечно грустно, что это произошло в моей любимой Ярославской области – месте с прекрасным электоральным климатом, где еще есть избиратель, который может победить админресурс.

По результатам голосования победу одержали: один кандидат от «Единой России» и один – от КПРФ. Если бы не досрочка, мандаты достались бы кандидатам от СР и КПРФ. У меня всё.

Инна Карезина,
участник движения Сонар
28.11.2018

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Connect with Facebook

*

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.