Домодедовские избиркомы накануне дня голосования
состоялись выборы главы городского округа Домодедово. На 57 избирательных участках из 84 использовались комплексы обработки избирательных бюллетеней (КОИБы). Накануне дня голосования в этих избирательных комиссиях должны были состояться тренировка и тестирование КОИБов.
Если вы журналист, и собираетесь сделать репортаж о деятельности участковых избирательных комиссий городского округа Домодедово в день тишины — можете особо не рассчитывать. Если хотите посмотреть на тренировку и тестирование КОИБ, которые проводятся в субботу накануне для голосования, то не каждая комиссия городского округа Домодедово согласится вас пустить. Возможно, это последствия трансляции участковым комиссиям позиции Московской областной избирательной комиссии о том, что те, кто присутствует на тестировании КОИБ, являются провокаторами, и, видимо, больше никому в голову это не может прийти.
Члены большинства посещённых комиссий почему-то думают, что для этого журналисту необходимо иметь при себе кучу документов — начиная от банального редакционного задания, заканчивая разрешением/направлением в конкретную комиссию от администрации/Территориальной комиссии. Без этих документов беседовать и как-либо взаимодействовать участковые избирательные комиссии № 409 413, 414 отказывались. Они также считали, что сегодня журналистам вообще нельзя приходить, только в день голосования. Председатель избирательной комиссии №409 сказала, что у неё «нет реестра, чтобы зарегистрировать
» пришедших в комиссию журналистов, поэтому приходить надо в день голосования, т.е. завтра, когда этот реестр будет.
От председателя УИК №413 пахло алкоголем, и диалога с ним не получилось. Попросив представителя СМИ предъявить документы, он побежал с паспортом и редакционным удостоверением пришедшего журналиста на второй этаж, согласившись заглянуть в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», чтобы убедиться в том, что представителю СМИ не нужно иметь редакционного задания для присутствия на избирательном участке. Однако, пока бежал, видимо, забыл зачем, вернул документы и снова убежал вниз в помещение для голосования. Бегать за этим человеком у представителей СМИ желания не возникло.
Члены участковой избирательной комиссии №414 скопились в коридоре и постепенно окружили пришедших представителей СМИ, не желая пропускать их дальше и требуя от журналистов, предъявивших редакционные удостоверения, всевозможные документы. Один из представителей СМИ предложил им спрашивать у всех приходящих журналистов ещё и трудовой договор. Цитирование закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было бессильно против аргумента «что нам эта бумажка, как скажет администрация — так мы и делаем
», и гостям пришлось удалиться.
Но нашлись и адекватные комиссии. Правда, позвонили в вышестоящую комиссию, прежде чем пускать журналистов. В избирательной комиссии №400 председатель даже была готова специально для немного опоздавших представителей СМИ полностью повторить процедуру тренировки, но операторы КОИБ были против и торопились скорее отправиться с флешкой в Территориальную комиссию.
Ручной подсчет голосов после тренировки КОИБа на избирательном участке №400:
— У нас сошлось!
— Член комиссии, посчитав общее число извлеченных из накопителя бюллетеней, смотрит на протокол.
— Что у вас сошлось?
— Смеется председатель комиссии, — надо считать голоса по каждому кандидату
.
Затем одна из членов комиссии другой:
— Я сначала буду называть число голосов за кандидата из протокола
(примеч. до ручного подсчета).
— Зачем?
— Снова смеется председатель.
— Ну чтобы сошлось
, — отвечает член комиссии.
В целом статистика неутешительная: видимо, принцип открытости и гласности был знаком лишь одной комиссии из четырёх. Реакция большей части участковых избирательных комиссий и создание разного рода препятствий общественным контролёрам, вероятно являющиеся следствием позиции областной избирательной комиссии, наталкивают на мысли о стремлении превратить выборы в Московской области в закрытое мероприятие для избранных.
Текст — Екатерина Ларионова,
фото — Михаил Каленков
А что за странная агитация на переносной урне? 🙂 Это один из кандидатов?
«Очень, очень увлекательная история» («Гараж»)
но в каком касательстве, она к выборам?
Где отчёты, по 13 сентября?