О наблюдении на выборах в Балтийске
«Самое страшное – это не победа или поражение, а то, что большинство избирателей оказалось продажным» — секретарь калининградского обкома КПРФ Сергей Севостьянов. Жёсткие слова, но имеющие под собой основание.
24 марта была наблюдателем на выборах в Балтийске. На выборах конкурировали кандидаты от ЕР и от местной оппозиционной коалиции (часть жителей Балтийска считает последних бандой). Выборы были реально конкурентными, и на всех участках победили представители оппозиции. При этом в день выборов наблюдателями были зафиксированы многочисленные случаи подкупа избирателей. Из того, что я слышала от разных людей на месте, подкупом занимались обе стороны, причём оппозиция даже в большей степени, чем власть. Правда, существует и версия, что подкуп делался преднамеренно для отмены результатов выборов. Вроде как со стороны ЕР уже есть такое желание.
Как бы то ни было, жители Балтийска, с которыми мне удалось пообщаться, говорили, что многие голосовали за деньги, и это в любом случае очень грустно. Грустно также было слушать рассуждения в духе того, что, кто бы ни пришел к власти, народу жить лучше не станет, а так хоть заработать можно.
Что касается меня, я была наблюдателем на УИК № 34 Балтийска. Нарушений, влияющих на итоги выборов, на мой взгляд, на этом участке не было. Были вопросы по военным, голосовавшим по дополнительному списку, но без предоставления наблюдателям законодательного права проверки регистрации избирателей, тут сложно узнать, насколько законна приписка конкретных людей к участку. Были технические сбои в работе КОИБа (впервые сталкиваюсь с подобным), однако флешку, записывающую данные КОИБа, никто не трогал, и данные о количестве проголосовавших на КОИБе не менялись. Так что надеюсь, что КОИБ показал правильный результат голосования.
Из неприятных воспоминаний: поведение членов комиссии. Люди плохо знали законодательство о выборах. Само по себе это не трагедия. Гораздо хуже было то, что у людей не было желания узнавать о законе, и при почти каждом упоминании наблюдателями о законе, члены комиссии отвечали, что наблюдатели им мешают, а они сами будут действовать только на основании методичек, которые им спустили сверху. Стандартные действия наблюдателей по наблюдению за выборами воспринимались членами комиссии как попытки помешать выборам, т.к., с их слов, раньше у них наблюдатели просто сидели весь день на отведенном им месте и осуществляли оттуда «общее наблюдение». А когда поздно вечером членов комиссии развернули в ТИКе из-за того, что в протоколе не сошлись контрольные соотношения, мне пришлось выслушать получасовой крик членов комиссии на тему того, что все их беды и ошибки от того, что я, бессовестная, приехала из Москвы вмешиваться в дела Балтийска и срывать им выборы. Пришлось также выслушать упрёки в том, что я наблюдаю от кандидата, который массово скупает голоса, при одновременном оправдании тех, кто голосовал за деньги («у нас Балтийск, а не Москва, люди здесь живут бедно»). Упоминание мной о том, что я наблюдаю не ради кандидата, а ради честных выборов, привело к дополнительному напряжению, так как мне припомнили все грязные технологии, которые были на этих выборах, и сказали, что грешно после этого говорить о честных выборах. Тем не менее, опыт Москвы показывает, что поведение членов комиссии меняется под влиянием регулярного присутствия на участке мотивированных наблюдателей. Так что думаю, что и в Балтийске, и в других городах со временем ряд проблем в этой области могут быть исправлены.
Так что наблюдайте на выборах. И, конечно же, не продавайте свой голос.
Текст: Татьяна Черникова.
Добавить комментарий